АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВОАО "НПО электромеханики"

Космическими дорогами

Источник: В.А. Ежов, "Глагол" №26  от 08.04.11

Утром 26 февраля 2011 года в небе над Миассом появился белый след от двигающегося объекта очень похожий на инверсионный след, оставляемый двигателями реактивного самолета. Немногие знали, что над Миассом пролетал не самолет. Как впоследствии стало известно из средств массовой информации в 6 часов 7 минут московского времени с космодрома Плесецк был осуществлен пуск новейшей ракеты-носителя «Союз-2» с разгонным блоком «Фрегат», доставивший на расчетную орбиту российский спутник «Глонасс-К». След от пролетавшей ракеты и наблюдали жители нашего города.

Система - уникальная

Запуск спутника «Глонасс-К» был особо значимым событием после неудачного пуска ракеты-носителя «Протон» с тремя спутниками «Глонасс» в конце 2010 года. Успешный пуск ракеты-носителя «Союз-2» развеял сомнения в возможностях России оставаться ведущей космической державой мира, создавать и эксплуатировать на¬дежную космическую технику.
Этот успех по праву разделяет и коллектив ОАО «НПО электромеханики», работники которого создали для системы управления ракеты-носителя «Союз-2» уникальную по своим характеристикам и возможностям инерциальную навигационную систему. По данным внешнетраекторных измерений при работе системы управления в инерциальном режиме ракета-носитель вывела разгонный блок со спутником на промежуточную орбиту с поразительно высокой точностью.
Так начался очередной год в истории космической деятельности предприятия. В год пятидесятилетия со дня космического полета Ю.А. Гагарина мы невольно вспоминаем ключевые моменты в деятельности предприятия, связанные с работами по созданию и производству приборов для систем управления и стабилизации космических ракет-носителей и орбитальных аппаратов различного назначения.

Для МКС «Энергия - Буран»

Космическая деятельность НПО электромеханики по существу началась с принятия ЦК КПСС и Советом Министров СССР Постановления №132-51 от 17 февраля 1976 года «О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов». В силу особой значимости принятых решений для обороны и безопасности государства постановление имело гриф «особой важности».
Следует напомнить, что в 70-е годы прошлого века в США интенсивно велись работы по освоению космоса в военных целях, в т.ч. по созданию многоразовой космической системы «Спейс Шаттл». Принятое постановление было ответным шагом государства по комплексному противодействию мероприятиям вероятного противника по расширению использования космического пространства в военных целях. При этом создаваемая космическая техника предназначалась для реше¬ния народно-хозяйственных и научных задач.

Перед ракетно-космической промышленностью, военными и учеными (Министерство общего машиностроения, Министерство обороны и Академия наук СССР) была поставлена задача по созданию многоразовой космической системы (МКС) в составе ракеты-носителя, орбитального самолета, межорбитального корабля-буксира, а также комплекса наземных систем, обеспечивающих вывоз на орбиту высотой 200 км полезных грузов весом до 30 т и возвращения на землю полезных грузов до 20 т. Началом летных испытаний МКС был установлен 1983 год.

Таким образом, был дан старт грандиозной по своим масштабам работе по созданию МКС «Энергия-Буран». Кооперация исполнителей работ насчитывала свыше 1200 предприятий и организаций почти 70 министерств и ведомств СССР. Всего над МКС «Энергия-Буран» в течение 18 лет работало свыше миллиона человек, а общие расходы на программу превысили 16 млрд. рублей. Иллюстрацией масштабности проекта служит тот факт, что в стартовый комплекс ракеты было уложено бетона столько же сколько при строительстве Красноярской ГЭС.

С 1978 года НПО электромеханики начало работы по созданию ряда приборов для системы управления ракеты-носителя «Энергия». На второй ступени ракеты-носителя размещались блоки датчиков угловых скоростей и блоки акселерометров для системы угловой стабилизации ракеты-носителя и измерения продольного ускорения. На первой ступени — гиростабилизаторы и датчики угловой скорости системы управления блоков первой ступени многоразового использования.
Сжатые сроки разработки и поставок приборов на летные испытания определили очень напряженный график работ. К концу 1986 года в МИКе на космодроме Байконур была завершена сборка первого летного образца ракеты и начаты наземные комплексные испытания приборов и систем в составе ракеты. В марте 1987 года ракета была вывезена на стартовую позицию. Наконец 15 мая того же года ракета-носитель «Энергия» с космическим аппаратом «Полюс» весом около 80 т успешно стартовала с космодрома Байконур. Первый пуск ракеты-носителя явился выдающимся достижением наших ученых, специалистов и рабочих, создателей универсальной ракеты-носителя, способной выводить на промежуточную орбиту высотой 200 км полезную нагрузку весом более 100 т. В ряду создателей этой уникальной ракеты-носителя ученые, инженеры и рабочие НПО электромеханики, которые по праву разделили достигнутый успех.

Через полтора года 15 ноября 1988 года ракетой-носителем «Энергия» на околоземную орбиту был выведен многоразовый космический корабль «Буран», который после двухвиткового полета вокруг Земли совершил автоматическую посадку на космодроме Байконур. Впервые в мире орбитальный самолет приземлился на специально построенную посадочную полосу в беспилотном режиме.

Слезы радости были на лицах участников чрезвычайно напряженной работы по созданию уникальной космической системы, столь успешно завершившейся посадкой орбитального самолета. Воспоминания об этом остались в памяти на всю жизнь.

«Мир», «Союзы»

Однако работы НПО электромеханики по космической тематике не ограничивались только ракетой-носителем «Энергия». С конца 70-х годов прошлого века предприятием разрабатывается блок акселерометров для модулей дооснащения долговременных орбитальных станций, в том числе станции «Мир» и международной космической станции. Работа успешно завершилась запуском орбитальных объектов управление которыми осуществлялось с помощью приборов разработки предприятия.
В 1980 году предприятие приступило к работам по созданию и производству гиростабилизаторов систем автоматической стыковки «Курс», которая с 1983 года эксплуатировалась в составе космических кораблей «Союз» и «Прогресс» до середины 90-х годов. В этот же период были разработаны и прошли летные испытания приборы для спутников связи «Молния-3К».

С 1993 года на предприятии началась разработка комплекса приборов для системы управления модернизированной ракеты-носителя «Союз-2».     При создании приборов для РН «Союз-2» были использован весь накопленный опыт разработки и производства гироскопических приборов высокой точности с применением цифровых элементов высокой степени интеграции. С 2004 года начались летные испытания  запуском с космодрома Плесецк РН «Союз-2» с макетом полезной нагрузки. В период с 2004 по 2011 год ракетой- носителем «Союз-2» на орбиту Земли было выведено 10 космических аппаратов, в т.ч. по заказам Европейского космического агентства и США, а также в интересах Министерства обороны РФ, для научных и народно-хозяйственных целей. Все пуски ракеты-носителя были успешными и подтвердили высокую точность и надежность созданных на предприятии приборов.

ОАО «НПО электромеханики» продолжает работы по космической тематике. В 2011 году предстоит осуществить запуск ракеты-носителя «Союз-СТ» с космодрома Куру во Французской Гвиане. Предстоят летные испытания приборов в составе системы управления ракеты-носителя легкого класса «Союз-1». В связи с началом работ по строительству космодрома «Восточный» планируется большой объем работ по адаптации приборов к использованию в ракете-носителе «Русь», предназначенной для выведения пилотируемых космических кораблей. Предприятие намерено продолжить работы по изготовлению и поставкам приборов для РН «Союз-2», запускаемых в рамках Федеральной космической программы и для нужд Министерства обороны РФ, а также по планам коммерческого использования ракеты-носителя.
День космонавтики работники ОАО «НПО электромеханики» по праву считают своим профессиональным праздником. В этот день мы отдаем дань уважения всем тем, кто остался верным профессии творца уникальной ракетно-космической техники, обеспечившей не только освоение человеком космического пространства, но и безопасность нашей страны.
С праздником, дорогие коллеги и друзья!