1958 год — основание в Миассе Электромеханического научно-исследовательского института с опытным заводом (ЭМИ).
11 августа 1958 года — руководителем предприятия назначен Алабин С.А.
1960 год – начало основной деятельности предприятия.
1961 год -успешная защита на научно-техническом совете в НИИ-49 (Ленинград) первого предэскизного проекта по разработке бортовых гироприборов для «Темп-М»
1962 год — выходит постановление Правительства № 934-405 о разработке оперативно-тактического ракетного комплекса «Темп-С» 9К76 с твердотопливной ракетой 9М76.
— директором ЭМИ назначен Буйняков Ю.А.
— для СКБ-385 разработаны и изготовлены малогабаритные датчики кажущейся скорости и датчики угловой скорости на постоянном токе.
1963 год — ЭМИ преобразован в Миасский электромеханический научно-исследовательский институт (МЭНИИ).
1965 год — бортовые гироприборы и контрольно измерительная аппаратура комплекса «Темп-С» приняты на вооружение Советской Армии. Директору — главному конструктору МЭНИИ Буйняков Ю. А. присуждена Ленинская премия. Группа ведущих разработчиков награждена орденами и медалями.
1965 год — МЭНИИ назначен головным исполнителем по гироприборам изделия ракетного комплекса военно-морского флота Д-5 (опытно-конструкторские работы «Рубин»)
1965 год — начало разработки высокоточных чувствительных элементов с воздушным подвесом.
— открыта разработка ёмкостного датчика импульсов;
— ведется разработка перспективных электроэлементов.
1966 год — введены в строй основные производственные и административные корпуса.
1967 год — проведена первая Научно-техническая конференция молодых специалистов МЭНИИ.
1969 год — организация на предприятии участка бериллиевого производства;
— согласно Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №148-56 проводится разработка и изготовление командных гироприборов для систем управления оперативно-тактической ракеты дивизионного ракетного комплекса 9К79 ( «Точка»).
1970 год — согласно приказа Министерства общего машиностроения №236 и договора с КБМ для ракетных комплексов военно-морского флота Д-5 и Д-5У разработаны опытные образцы прибора датчика кажущейся скорости ДКС-3 и ДКС-4, разработаны и изготовлены струнные акселерометры.
1973 год — согласно постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №169-57 в рамках опытно конструкторских работ открывается разработка командных гироприборов для систем управления армейского ракетного комплекса («Ока»).
1974 год — исследована возможность создания экспериментального образца ядерного гироскопа на изотопах ртути;
— создание собственной элементной базы по малогабаритным чувствительным элементам с упругим подвесом (динамически настраиваемый гироскоп, струнный акселерометр). Впервые создан «симметричный» ДНГ с монолитным чувствительным элементом.
— дивизионный ракетный комплекс «Точка» принимается на вооружение Советской Армии.
1975 год — Указом Президиума Верховного Совета СССР за особые заслуги в создании и производстве новой техники предприятие награждено Орденом Трудового Красного Знамени.
1977 год — Приказом Министерства общего машиностроения №179 МЭНИИ реорганизован в Научно-производственное объединение электромеханики.
1978 год — начало космической деятельности. НПО электромеханики ведет работы по созданию ряда приборов для системы управления ракеты-носителя «Энергия».
1980 год — НПО электромеханики приступает к работам по созданию и производству гиростабилизаторов систем автоматической стыковки «Курс», которая с 1983 года эксплуатировалась в составе космических кораблей «Союз» и «Прогресс».
— Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР ракетный комплекс «Ока» передан на вооружение Советской Армии.
1981 год — на предприятии организован комплексный отдел микроэлектроники.
— на предприятии создан уникальный научно-технический задел в области электропривода постоянного тока (вентильный привод), что вскоре нашло заслуженное признание в гироскопической отрасли страны.
1983 год — генеральным директором НПО электромеханики назначен Ермолаев Г.А.
— в рамках опытно-конструкторских работ «Синтез» НПО электромеханики первыми в СССР разработало конструкторскую документацию на гиростабилизатор, построенный на динамически настраиваемом гироскопе и гироинтеграторе линейного ускорения.
1987 год — успешно начаты летные испытания блока датчиков угловой скорости и блока акселерометров в составе многоразовой ракетно-космической системы «Энергия-Буран».
1988 год — ракетой-носителем «Энергия» на околоземную орбиту был выведен многоразовый космический корабль «Буран», который после двухвиткового полета вокруг Земли совершил автоматическую посадку на космодроме Байконур. Впервые в мире орбитальный самолет приземлился на специально построенную посадочную полосу в беспилотном режиме.
— на предприятии разработана технология изготовления ротора ДНГ новой конструкции с торсионами крестообразного сечения.
— в рамках опытно-конструкторских работ начата разработка комплекса командных приборов для перспективного мобильного ракетного комплекса сухопутных войск.
1989 год — численность работников НПО электромеханики достигла 7 240 человек, включая жилищно-социальные службы и медсанчасть №92.
1975-1991 г.г. — создана уникальная гамма унифицированных малогабаритных комплекса командных приборов с блоком датчиков угловой скорости для систем управления управляемых боевых блоков межконтинентальных стратегических ракет ракетных комплексов ВМФ Д-9РБ, Д9-ДУ2, Д-19, Д19-УТТХ2.
1991 год — с 1981 года, согласно Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.81 года в рамках опытно-конструкторских работ «Оникс» разработаны трехстепенные гиростабилизаторы и блок датчиков угловой скорости для систем управления сверхзвуковой крылатой ракеты военно-морского флота «Оникс» для широкой гаммы кораблей-носителей.
— проведен основной этап реструктуризации предприятия с сохранением главного капитала — высококвалифицированных руководителей, разработчиков, исследователей и универсальных рабочих.
1992 год — перевод авторских свидетельств СССР в патенты Российской Федерации.
1993 год — начало разработки комплекса приборов для системы управления модернизированной ракеты-носителя «Союз-2».
1995 год — генеральным директором и главным конструктором ФГУП «НПО электромеханики» назначен Локотков В.А.
1996-1997г.г. — прорабатывается возможность создания опытно-экспериментального образца инерциально-навигационной системы для крылатой ракеты Р-500 «Искандер-К».
В 90-е годы предприятием разработаны малогабаритные гироскопические приборы для ракетно-космических комплексов третьего тысячелетия, в том числе для ракеты-носителя 14А14 «Союз-2», космических аппаратов «Экспресс», «Молния -ЗК», международной космической станции, противокорабельных крылатых ракет «Яхонт», «Брамос», а так же инерциальные навигационные системы для автоматических необитаемых подводных глубоководных аппаратов.
С 2004 года — запуском с космодрома Плесецк начались летные испытания РН «Союз-2» с макетом полезной нагрузки.
2005 г. — ФГУП «НПО электромеханики» преобразовано в АО «НПО электромеханики», генеральный директор АО «НПО электромеханики» — Локотков В.А.
В период с 2004 по 2011 год произведено 13 пусков РН «Союз-2», на орбиту Земли успешно выведены космические аппараты, в т.ч. по заказам Европейского космического агентства, США, в интересах Министерства обороны РФ, для научных и народно-хозяйственных целей.
Предприятие намерено продолжить работы по изготовлению и поставкам приборов для РН «Союз-2», запускаемых в рамках Федеральной космической программы и для нужд Министерства обороны РФ, а также по планам коммерческого использования ракеты-носителя. Задачи по развертыванию серийного производства и поставкам гироприборов заказчикам определяют на ближайшие 5-10 лет перспективы развития предприятия.