Минфин анонсировал использование криптовалют для трансграничных платежей. В ЦБ согласны, но основную ставку в трансграничных платежах делают на цифровой рубль. «РГ» разобралась, в чем разница между криптовалютой и цифровой валютой Центробанка.
Ажиотаж вокруг дискуссии о легализации криптовалют в России утих после принятия в 2020 году закона о цифровых финансовых активах (ЦФА). Легальный оборот ЦФА так и не был запущен, а нелегальный продолжался. Граждане России регулярно входят в топ-5 наиболее активных пользователей криптобирж. По разным оценкам, они владеют от 5 до 18 млн криптокошельков.
Дискуссии о регулировании рынка криптовалют не исчерпаны. Банк России всегда выступал против — свободный оборот частных валют может дестабилизировать финансовый рынок, разогнать инфляцию. Минфин предлагал ввести в законодательство ряд условий, которые бы способствовали более свободному обороту криптоактивов. «Сегодня в России в рамках законодательства не урегулирована деятельность криптобирж и криптообменников», — пояснила руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко. В феврале 2022 года правительство выдвинуло концепцию о регулировании криптобирж и криптообменников, однако конкретных законопроектов пока нет.
В этом году из-за санкций заблокированы валютные резервы России, реальными стали риски блокировки средств при любых расчетах, с любыми странами в валютах недружественных стран. По мнению экспертов, санкции на обращение криптовалют пока не критичны. «Бизнес и физические лица могут продолжать использовать криптовалюты, что позволяет на данный момент обойти санкции», — отмечает Левашенко. В этой связи ЦБ смягчил свою позицию. «Концептуально мы поддерживаем проработку вопроса использования криптовалют и цифровых активов в международных расчетах. Важно, что мы не планируем разрешать свободное обращение криптовалют внутри России», — сообщили «РГ» в пресс-службе регулятора.
Пока не раскрыты подробности законопроекта, остается только гадать, каким образом ЦБ и минфин намерены разрешить свои разногласия. «Широкое использование криптовалют в трансграничных расчетах оправдано, если есть выход в фиат (действующую традиционную национальную валюту), а с этим есть сложности», — отмечает профессор МГИМО МИД России, директор Центра цифровой экономики и финансовых инноваций МГИМО Элина Сидоренко.
Вне России выход в фиат как раз и обеспечивают криптобиржи. «Необходимо ввести в правовое поле торговлю в паре «криптовалюта/рубль», то есть как минимум легализовать деятельность криптобирж на территории РФ. Зарубежные криптобиржи, даже в «дружественных» юрисдикциях, полностью подконтрольны регуляторам из США, которые прекрасно понимают, что децентрализованные финансовые инструменты и технологии могут обеспечить России не только экономическую, но и политическую независимость от глобальной централизации управления, сосредоточенным сегодня за океаном», — поясняет вице-президент Ассоциации РАКИБ Александр Григорьев.
По словам Сидоренко, российскому регулятору предстоит определить, как следует учитывать криптовалюту — отражать ее на счетах, на балансе, с какими странами можно проводить сделки, как ее новый статус будет коррелировать с ЦФА, которые уже прописаны в законе.
Кажется при этом разумным, чтобы законодательные решения следовали за практикой. «Отечественный бизнес уже оценил высокую эффективность подобных платежей и активно использует их для международных расчетов в юрисдикциях, лояльных к «крипте» и к гражданам России: ОАЭ, Казахстана, Беларуси, Киргизстана, Узбекистана и даже Ирана. Соответственно и налоги с этого вида деятельности, платятся в соответствующих странах, а не в России», — отмечает Григорьев. В минфине раскрывать подробности законопроектов пока не стали, ограничившись коротким: «Вопросы прорабатываются».
Бизнес и физические лица могут продолжать использовать криптовалюты, что позволяет обойти санкции
Очевидно, что решение разрешить трансграничные расчеты в криптовалютах — временное. «С точки зрения трансграничных расчетов мы видим основной потенциал именно в интеграции платформ национальных цифровых валют. При разработке цифрового рубля мы предусматриваем возможность интероперабельности нашей системы с системами других стран при их готовности», — подтверждают приверженность цифровому рублю и сейчас в Банке России .
У цифрового рубля есть свои неоспоримые преимущества. «Благодаря тому, что он будет работать на технологии распределенных реестров, он будет выведен из-под юрисдикции США. При этом другие Центральные банки также намерены создавать свои цифровые валюты, а значит, обмен таких валют будет возможен», — отметила Сидоренко. В то же время цифровая валюта Центральных банков обеспечит тотальный контроль со стороны регуляторов над всеми финансовыми транзакциями и кошельками, в конечном счете, над всеми пользователями. Дальше всех в этом направлении продвинулся Китай с цифровым юанем (DSEP). «В Китае разрабатывается кроссплатформенное решение (mCBDC), призванное утвердить новые цифровые международные стандарты расчетов для остальных стран, разрабатывающих свои национальные цифровые валюты. По сути, на наших глазах формируется цифровой аналог SWIFT, где на роль главного регулятора претендуют уже не США, а Китай», — предупреждает Григорьев.
Источник информации Российская Газета